Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Производственный контроль за выполнением мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ осуществляется хозяйствующими субъектами в соответствии с утвержденными планами-графиками контроля за выбросами вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ непосредственно на источниках выбросов и на контрольных точках (например граница СЗЗ, жилой зоны, и другие нормируемые территории).
После выполнения мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ, хозяйствующему субъекту необходимо составить специальный отчет о проведенных мероприятиях.
Федеральным законодательством предоставление отчёта не предусмотрено, однако на практике, такое требование может быть регламентировано органом исполнительной власти субъекта РФ. В этом случае форма и сроки предоставления отчета утверждаются нормативно-правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ.
Полномочиями по контролю за выполнением юридическими лицами согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обладают следующие организации:
-орган исполнительной власти субъекта РФ,
- территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического надзора (абз. 4 п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
В периоды неблагоприятных метеоусловий хозяйствующий субъект обязан выполнять проверку соблюдения требований, изложенных в Приказе Минприроды РФ от 28.11.2019 № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеоусловий».
Важно отметить, что в Приказе № 811 нет требований относительно формы и сроков предоставления отчётности.
На практике данный пробел федерального законодательства заполняют различные регламенты органов исполнительной власти субъектов РФ, которые самостоятельно разрабатывают форму отчётности и, при взаимодействии с органами местного самоуправления, организуют сбор отчетности, поступившей от хозяйствующих субъектов.
Таким образом, необходимо запросить информацию о форме и сроках предоставления отчета по выполнению мероприятий при наступлении НМУ в органах местного самоуправления, в органах исполнительной власти субъекта РФ или в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзор.
В отдельных субъектах РФ сроки подачи отчета по проведению мероприятий при НМУ разнятся: в некоторых они составляют всего лишь 2 дня после объявления НМУ (например, Белгородская область), при этом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области отчет по НМУ необходимо предоставить до 31 марта текущего года.
В случае, если на Вашем объекте ОНВ в результате проведенных расчетов рассеивания на всех режимах НМУ не обнаружено превышений максимальных приземных концентраций для всех загрязняющих веществ в контрольных точках, т.е. мероприятия не разрабатываются и не согласовываются (в некоторых регионах требуют составлять «нулевой план мероприятий»), то и подавать отчет не имеет оснований.
Однако наши специалисты рекомендуют все равно оформлять данный отчет в свободной форме, где будет указано, что в результате расчетов рассеивания ЗВ, выбрасываемых от источников объекта ОНВ нет превышений ПДК на всех трёх режимах НМУ (с приложением всех расчетов), а также прописывать, что на предприятии проводились организационные мероприятия согласно п. 17 Требований. Рекомендуется хранить данный отчет в печатном и подписанном виде на предприятии.
В таком случае во время проверки органами экологического надзора, у Вас на руках будет письмо от Комитета Вашего субъекта РФ (либо об отсутствии мероприятий, либо согласованный план мероприятий «нулевой»), а также данный отчет. Это может уберечь Вас от лишних вопросов проверяющих.
Кроме того, следует напомнить, что на сегодняшний день при разработке мероприятий при НМУ необходимо руководствоваться нормами Требований (Приказ Минприроды РФ от 28.11.2019 № 811). Нормы РД 52.04.52-85 допускается применять в случае, если они не противоречат Требованиям.
На основании Приказа Минприроды РФ от 19.11.2019 г. № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»: в случае, если для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвержденная до вступления в силу приказа документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствует требованиям Порядка, такая документация должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена в срок не позднее одного года со дня вступления в силу настоящего приказа.
Исходя из этого, после проведения актуализации инвентаризации и составления отчета, необходимо разработать обновленный проект НДВ, и соответственно, оформить обновленный план мероприятий при наступлении НМУ, который будет уже разработан и оформлен в соответствии с Приказом № 811.